Среда, 19.03.2014, 09:40
Приветствую Вас Гость | RSS




Колечкова Марина Викторовна
логопед
высшая квалификационная категория
высшее образование




Николаевская Татьяна Николаена
логопед
I квалификационная категория
высшее образование





Кротова Ольга Александровна
логопед
высшее образование





  Отвечает учитель-логопед  Кротова Ольга Александровна  

Что могут сделать родители для закрепления речевых навыков ребенка, полученных на занятиях в детском саду?     

Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков дома. Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил:  1. Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.  2. Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением: посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь (например, это мяч, это шапка и т.д.); в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д. (например: Это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Коля рисовал, а Даша рисовала и т.д.); обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы - глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.); привлекать внимание детей к правильному пониманию н употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину т.д.); совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры (например, игра «У меня синий шар, а что у те6я…», желтое яблоко, красная машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров).  3. Обращать внимание ребенка на процесс приготовления пищи, её качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо (напpимep, как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зеленый, жёлтый). 4. Важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка. Неоценима их роль в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов-описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ее обладателю - ребенку.  5. Важно, чтобы вся вышеизложенная работа происходила на высоком эмоциональном подъеме ребенка, и исподволь, ненавязчиво, в игровой форме позволяла ребенку овладевать сложной структурой родной речи.   6. Родители должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать речевые затруднения.

У моего ребенка нарушение звукопроизношения. Логопед порекомендовал развивать артикуляционную и мелкую моторику. Что можно делать помимо специальных упражнений?  

Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема съесть яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую. Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям. Очень полезен массаж пальчиков и самомассаж - разогревание своих ладошек. Спрячьте в кастрюлю с крупой какую-нибудь игрушку - пусть ребенок копается там, отыскивая машинку или пупсика и развивая таким образом тактильные ощущения. А можно игрушку положить в мешочек, чтобы ребенок на ощупь отгадал, что мама там спрятала. Насыпьте в одну коробочку горох, в другую - фасоль. Поставьте их по разные стороны от ребенка и предложите ему одновременно складывать крупы в одну кастрюлю. Эта игра развивает координацию движений. В дошкольном возрасте очень полезно лепить. Многие мамы не доверяют ребенку ножницы. Но если в кольца ножниц просовывать свои пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигурки, получится отличная тренировка для руки.  По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.                                                                                            


ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Николаевская Татьяна Николаевна, учитель-логопед МДОУ № 17                                                                                                   

Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспи­тании правильной речи. Дыхательные упражнения разви­вают продолжительный, рав­номерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю через рот.

Вызывая по­ложительные эмоции, такие упражнения повышают инте­рес ребенка к дыхательной гимнастике, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии.

Как выполнять упражнения.       

Воздух набирать через нос плечи не поднимать, щека не надувать выдох должен быть длительным и плавным нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению.  

«Горох»  Что-то спряталось на дне, но пока не видно мне. На горох подую я И скажу, что там, друзья.   На дно неглубокой тарелки (крышки) приклеить картинку, на­сыпать горох. Задача ребенка — раздуть горох с середины и увидеть картинку.    

«Самолетики»  Самолет построил я, поиграть зову вас я. Чей дальше улетит, Тот пилот и победит.   Готовые бумажные самолетики выставить на старт на столе. Каж­дый пилот дует на свой самолет. У кого лучше работает двигатель, чей самолет улетит дальше, тот и выигрывает.  

«Задуй свечи»  Свечи я задуть хочу, всех сейчас я научу. Полной грудью вдохну, Свечи все я потушу.     Свечи — крышки от фломасте­ров, расставить и «зажечь». Кто больше потушит свечей с одного выдоха, тот и выиграет.  

«Паровоз»  Рельсы-рельсы, Шпалы-шпалы, ехал поезд запоздалый. Вдруг опасность на пути, Стоп! Нельзя дальше идти. Преграду убери, долгий путь определи.   На пути поезда сделать затор из бревен (веток), снежного сугроба (ваты). Задача детей — освободить дорогу, раздуть преграду.

«Курочка Ряба»  Курочка Ряба яички снесла, Ребятишек к себе позвала. Нужно яички срочно поймать, не уронить, в корзину                                собрать. Ведущий должен корзинкой пой­мать все киндер-яйца, сдуваемые игроками со стола.         

«Хорошая погода»  Небо хмурится с утра, надо солнышку помочь. Ветерочком стану я, уходите, тучи, прочь. На столе приклеить солнце, за­крыть его тучами из ваты (пенопла­ста). Дети разгоняют, раздувают тучи.   Небо хмурится с утра, надо солнышку помочь. Ветерочком стану я, уходите, тучи, прочь. На столе приклеить солнце, за­крыть его тучами из ваты (пенопла­ста). Дети разгоняют, раздувают тучи.       


РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ РЕБЁНКА В ДОРОГЕ (скачать)



Советы родителям для организации занятий по заданию логопеда -

Новицкая М. Ю. (скачать)

Форма входа

Календарь

«  Март 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Друзья сайта

Статистика